В современных
условиях, когда в образовании реализуется
идея модернизации, существенно меняются
социальные установки и потребности в
области образования, определены новые
концептуальные подходы к построению
всей системы образования, произошёл
пересмотр содержания всех компонентов
педагогической деятельности. Инновационные
процессы стали важными направлениями
деятельности образовательных учреждений.
Не обошли стороной все выше перечисленные
новшества и наше образовательное
учреждение.
Сегодня школа должна
соответствовать целям опережающего
инновационного развития экономики и
социальной сферы, обеспечивать рост
благосостояния страны и способствовать
формированию человеческого потенциала.
Сегодня образ выпускника школы становится
ориентиром для проектирования процессов
и условий получения образовательных
результатов. У выпускника современной
школы должны быть сформированы готовность
и способность творчески мыслить, находить
нестандартные решения, проявлять
инициативу, т.е. выпускник должен быть
конкурентоспособным.
Именно это подтолкнуло
образовательное учреждение к тесному
взаимодействию с социальными партнёрами,
одним из которых является предприятие
ФГУП «НИИМаш». Данное
взаимодействие – это одно из инновационных
направлений образовательного учреждения.
Каким образом работа осуществляется и
какие результаты планируется получить,
читайте ниже.
Года проходят, но
мальчишки не стареют.
Кого Судьба, кого
распределенье привело
В чудесный край
микрушек и кедровой ели,
Где «НИИМАШ». Он,
все же, выжил всем на зло!!!
Салда
родная, ты для нас всегда
столица!!!
Ты нашей молодости,
дружбы полигон!!!
Что обрели мы здесь,
то в жизни пригодится!!!
Нам много предстоит!!!
Проблем еще вагон!!!
Дмитрий Грибович
Концепция модернизации
российского образования, программа
«Патриотическое воспитание граждан
РФ» определила важнейшие задачи
воспитания
школьников. Ее реализация призвана
способствовать исторической преемственности
поколений, воспитанию бережного отношения
к историческому и культурному наследию
России и малой родины,
формированию гражданской позиции,
толерантности, патриотизма [3,с.7].
Воспитание любви
к малой родине, гордости за свою страну
имеют огромное
значение для развития личности ребенка.
Без любви к малой родине
и уважения к ее истории и культуре
невозможно воспитать гражданина
и патриота, сформировать у детей чувства
собственного достоинства,
положительных качеств личности.
ФГУП «НИИМаш»
является одним из градообразующих
предприятий города
Нижняя Салда, которое в данный момент
испытывает нехватку молодых
специалистов по ракетно-космическому
профилю, что может повлечь за собой
снижение качества научно-технических
разработок. Самый
лучший способ обеспечить кадрами
предприятие - это курирование детей
со школьной скамьи. Именно этот факт
послужил причиной возобновления
сотрудничества между школой и предприятием
в ноябре 2008 года
(приложение 1-2).
«НИИМаш» проводит
профориентационную работу, предварительные
конкурсы и
собеседования, оказывает содействие
учащимся при поступлении в
профильные ВУЗы на бюджетной основе,
гарантирует дальнейшее трудоустройство.
На предприятии
сформирован постоянно действующий
шефский совет, на
заседаниях которого обсуждаются текущие
и плановые вопросы и принимаются
совместные решения.
За классом в качестве
шефа закреплен один из основных цехов
предприятия
(приложение 3). Работа с подшефными
классами направлена на взаимодействие
между школьными и цеховыми коллективами
- проводятся совместные
вечера, культурно-массовые и спортивные
праздники, такие неформальные
встречи укрепляют дружбу.
Цель: восстановление
связи между ФГУП «НИИМаш» и МОУ «СОШ
№7» через
профориентационную и шефскую работу.
Задачи программы:
развитие корпоративных
отношений между руководством, сотрудниками
предприятия и коллективом школы;
организация
совместной профориентационной и
досуговой деятельности;
создание системы
совместного историко-патриотического
и краеведческого воспитания школьников;
осуществление
мониторинговой деятельности по анализу
результативности совокупных мероприятий;
установление
конструктивного взаимопонимания и
взаимодействия между
ФГУП «НИИМаш» и всеми субъектами
образовательного процесса
подшефных классов.
Условия реализации
программы:
создание системы
взаимодействия ФГУП «НИИМаш» и МОУ
«СОШ №7»;
разработка проектов
«Шефство» и «Профориентация»;
организация исследовательской
и поисковой работы;
разработка критериев мониторинговой
деятельности.
Механизм реализации
программы:
Программа реализуется на двух
уровнях - классный и школьный;
К реализации программы
привлекаются учащиеся, их родители
и учителя школы, сотрудники «НИИМаш»
и общественность. Предполагаемые
результаты: 9
Формируется патриотическое
сознание;
Обогащаются знания об истории
и традициях малой родины,
градообразующего предприятия «НИИМаш»
и школы;
Приобретаются навыки
взаимодействия и сотрудничества детей
и взрослых;
Происходит сплочение детского
коллектива в ходе организации и
проведении совместных мероприятий;
Школьники получают опыт
исследовательской и поисковой работы;
Развиваются творческие способности
учащихся;
Формируются чувства ответственности
и самостоятельности;
Дети усваивают нравственные
нормы и правила поведения;
Воспитывается уважительное
отношение к культурному и
историческому наследию предприятия,
семьи и школы;
Поступление выпускников
школы в профильные ВУЗы по
направлению предприятия, дальнейшее
трудоустройство.
Разделы программы:
Проект
«Шефство»;
Проект
«Профориентация»;
Подготовка кадров (направления
в ВУЗ - приложение 4);
Перспективное планирование
(приложение 5-6);
Исследовательская деятельность
(приложение 7)
Сроки реализации программы:
ноябрь 2008 года - сентябрь
2012 года Программа рассчитана
на учащихся 1-11-х классов.
I.
Раздел «Шефство»
Шефство - форма общественной
деятельности, систематическая помощь,
оказываемая одной организацией,
учреждением (шефом) другому (подшефному)
коллективу [5, с.822].
Классные коллективы, которым
повезло найти шефа, находятся в более
благоприятной ситуации, чем их
«неподшефные» товарищи. Почему присутствие
всего-навсего одного, совершенно
-поначалу постороннего человека, может
самым существенным образом повлиять
на дальнейшую жизнь класса. Может стать
тем фактором, который сыграет весьма
позитивную роль в сплочении и активном
развитии классного коллектива (приложение
8).
Направления работы:
Шефство цехов над классами;
Организация и проведение
совместных мероприятий.
Цель: создание
благоприятных условий для проявления
детской инициативы, реализации
интеллектуальных и творческих
способностей, формирования активной
гражданской позиции, повышение интереса
к различным видам деятельности.
Воспитательные задачи:
развитие у детей и подростков
потребности в интеллектуально-творческой
деятельности в области космонавтики
и астрономии;
организация различных форм
исследовательской деятельности с
учётом возрастных особенностей и
интересов детей и подростков;
привитие интереса к истории
«НИИМаш», его достижениям и традициям.
Содержание деятельности:
Изучение истории предприятия,
его достижений и традиций;
Знакомство со структурой и
деятельностью предприятия;
Организация и проведение
совместных мероприятий.
Формы работы:
Тематические классные часы;
Исследовательская работа;
Посещение музеев школы и «НИИМаш»;
Экскурсии на предприятие;
Неделя космонавтики (приложение
6, 9);
Туристические слеты; 5
Праздники и вечера;
Проектная деятельность;
Спортивные мероприятия;
Походы;
11.Встречи со специалистами
«НИИМаш»;
12.Рубрика в школьной газете
«Газетное кольцо» о «НИИМаш»;
13.Выставки;
14.Конкурсы, викторины;
15.Шефская помощь цехов классам.
II.
Раздел «Профориентация»
Современное время жизни предъявляет
повышенный уровень требований к
выпускникам школы. Для того чтобы молодой
человек был конкурентоспособным, он
должен обладать определённым объёмом
знаний не только теоретических, но и
практических, а также быть информированным
о востребованности тех или иных профессий
как в своём городе, так и в мире вообще.
Каждый год выпускники 9,11-х классов
стоят перед выбором: «Куда пойти учиться
после школы?» Поэтому миссия педагога
в данном случае заключается в оказании
им необходимой помощи, которая направлена
на [4, с.12]:
воспитание и подготовку
конкурентоспособного человека
(специалиста). Результатом чего должна
стать подготовка специалиста
соответствующего уровня и профиля,
конкурентоспособного на рынке труда,
ответственного, свободно владеющего
своей профессией и ориентированного
в смежных областях деятельности на
уровне мировых стандартов, готового к
постоянному профессиональному
росту, социальной и профессиональной
мобильности».
подготовку учащихся к взрослой
жизни в процессе получения знаний, в
числе прочего школа должна учить:
учиться; работать и зарабатывать (учение
для труда), жить (учение для бытия), жить
вместе (учение для совместной жизни).
обеспечение высокого качества
образования, для которого необходимы:
создание современных программ обучения,
свобода творчества педагогов и учащихся,
развитие совместной научно-практической
и исследовательской деятельности и
т.д.
Для получения данных результатов
в ОУ есть все условия, одним из которых
и не менее важным является договор о
сотрудничестве МОУ «СОШ №7»
с предприятием ФГУП «НИИМаш». В связи
с чем возникла необходимость в написании
проекта «Профориентация». По мнению
авторов данной работы, участие в проекте
будет способствовать формированию у
старшеклассников и, в целом у учащихся
школы, интереса к истории города,
космической отрасли промышленности.
Более близкое знакомство с деятельностью
ФГУП «НИИМаш», работающими там людьми
может повлиять на профессиональное
самоопределение старшеклассников
(приложение 8).
Цель проекта:
создание условий для
совместной профориентационной
деятельности ФГУП «НИИМаш» и МОУ «СОШ
№7».
Задачи проекта:
1. Создать условия для
учащихся старшего звена в профессиональном
самоопределении после окончания
школы.
Помочь учащимся собрать и
упорядочить сведения в соответствии
с формулой профессии, учтя и возможные
варианты выбора.
Сформировать представления о
профессиях и специальностях космической
отрасли промышленности;
Способствовать организации
коллективных форм взаимодействия
выпускников и специалистов «НИИМаш»;
Продолжить освоение и применение
учащимися и учителями-предметниками
современных информационных и
интернет-технологий в образовании и
воспитании;
Создать информационный ресурс
исследовательского характера. Этапы
реализации проекта и ожидаемые
результаты:
Ранняя профориентация через
ознакомительный характер учащихся 1-4
классов I
ступени и 5-7 классов II
ступени со специальностями разных
профессий, в том числе профессий
«НИИМаш»;
Предпрофильная подготовка
учащихся 8-9
классов;
Профильная подготовка учащихся
старшего звена при совместной деятельности
с предприятием ФГУП «НИИМаш»;
Организация дистанционного
обучения по программам профильной
подготовки старшеклассников;
Разработка раздела «Профориентация»
на сайте;
Подготовка и выпуск периодических
обзоров, предоставляющих информацию
о результатах взаимодействия школы и
предприятия, научных проектов, связанных
с совместной исследовательской
деятельностью учащихся и научных
работников «НИИМаш»;
Индивидуальная и групповая
консультация родителей по вопросам
выбора профессии их детьми;
Организация совместной выставки
«Образование и карьера на ФГУП «НИИМаш». Авторы программы: Ерёменко Татьяна
Павловна – учитель физики МОУ
«СОШ №7», инженер ОК по
профориентационной деятельности
ФГУП «НИИМаш»; Лазарева Наталья
Владимировна – учитель технологии МОУ
«СОШ №7», педагог-организатор; Хирнова Ирина
Александровна - заместитель -
директора МОУ «СОШ №7» по ВР; Шулакова Наталья
Николаевна - заместитель директора МОУ
«СОШ №7» по НМР
|