Гуманитарно-культурологическая
парадигма образования приобретает в
условиях современного социума доминирующее
значение, сущностный смысл. Потеря
духовных ориентиров, размывание
нравственных критериев жизнедеятельности
человека, урбанизация образа жизни
детского и взрослого населения города,
забота о физическом здоровье нации —
все это является актуальными проблемами
школьного образования. Необходимость
вернуть обществу подлинно духовные
ценности, закрепить их в сознании детей,
помочь учащимся освоить такие универсальные
способы деятельности, которые в будущем
станут фундаментом для формирования
общей и духовной культуры, профессионального
мастерства, высокого эстетического
отношения к действительности, гарантом
жизни в современном обществе.
Забота о
нравственном здоровье нации побуждает
поиск путей обновления содержания
образования, новых педагогических
технологий, форм интеграции общего и
дополнительного художественно-эстетического
образования.
Цель
модернизации современного образования
состоит в достижении нового качества
образования, отвечающего новым
социально-экономическим условиям России
и основным направлениями ее развития:
приведение
содержания образования в соответствии
с изменившимися условиями общественной
жизни и экономики; новая интерпретация
понятий современной функциональной
грамотности и общей образованности;
модернизация
образовательных технологий, как
неотъемлемого и значимого компонента
содержания образования;
практически
ориентированный характер всех разработок
по обновлению школы;
Школа должна
выйти к созданию условий формирования
универсальных способностей личности
и поведенческих моделей, основанных на
новых социальных потребностях и
ценностях, системе ключевых компетенций,
праве выбора в условиях открытого
общества, умения делать персональных
выбор.
Результатом
образования должна стать не только
система знаний, умений и навыков, а набор
заявленных государством ключевых
компетенций в интеллектуальной,
общественно-политической, коммуникативной,
информационной и прочих сферах.
Время и
особенности развития ОУ выявили
необходимость коррекции цели
образовательной программы и направлений
работы школы. Поэтому в настоящее время
ОУ реализует образовательную программу
(2007-2010), целью которой является создание
условий для обеспечения оптимального
уровня интеллектуального,
духовно-нравственного, социально-культурного
и физического развития каждого ученика
на основе его природных данных.
И одним из
направлений работы ОУ в рамках реализации
программы стало создание
условий для интеграции основного и
дополнительного образования.
1). За последние
4 года количество семей, находящихся
на учёте, значительно сократилось. Это
стало возможным в результате привлечения
к сотрудничеству различных городских
организаций в качестве социальных
партнёров.
2). 14
%
детей из семей социального риска
отвлечены от улицы и им предоставлены
условия для самореализации и социализации.
3). К 2009 году
охват учащихся услугами дополнительного
образования составил 112%,
что обусловлено тем, что некоторые дети
посещают 2 кружка.
4). Все кружки
и секции в школе работают бесплатно,
также они открыты для детей, проживающих
в микрорайоне, но не обучающихся именно
в данной школе.
5). Все кружки
и секции ведут специалисты, имеющие
соответствующее образование и
квалификационную категорию.
Деятельность
ОУ опирается на следующие концептуальные
положения:
• философская
концепция личности, основанная на
духовном совершенствовании человека
через развитие его универсальных
способностей;
• эстетическая
деятельность как интеграционный процесс;
• теория
познания, раскрывающая мышление человека
как активный процесс отражения объективной
реальности и субъективную природу его
чувственно-предметной, преобразующей
деятельности;
• творчество
как проявление духовной сущности
человека;
Начиная с
2007-08 учебного года МОУ СОШ № 5 реализует
программу развития, целью которой стало
Создание
условий для реализации образовательных
потребностей социума через организацию
и деятельность образовательного
социально-педагогического центра.
Одной из
задач было расширение
социального взаимодействия.
Именно решая
задачу расширения социального
взаимодействия, образовательное
учреждение пришло к необходимости
создания условий для интеграции общего
и дополнительного образования на основе
личностно-ориентированного воспитания
и обучения.
Успешная
реализация инновационного проекта по
интеграции основного и дополнительного
образования в 2008-10 гг. позволила успешно
перейти к введению ФГОС нового поколения
в МОУ СОШ № 5 уже в 2010-11 учебном году,
тем самым реализуя первый пункт стратегии
развития образования «Наша новая школа»,
а именно – ВВЕДЕНИЕ ФГОС нового поколения.
Подпрограмма
«Интеграция общего и дополнительного
образования «Программы развития МОУ
СОШ № 5
Цель: создание
условий для
интеграции
общего и дополнительного
гуманитарно-эстетического образования
на основе личностно-ориентированного
обучения и воспитания с целью всестороннего
развития личности ребёнка.
Задачи:
создание
образовательно-эстетической среды в
школе;
определение
оптимального наполнения содержания
базового и дополнительного образования
в условиях вариативности и наличия в
образовательном учреждении классов
разного типа (возрастная норма, классы
для детей с ограниченными возможностями
здоровья (7 вид) и для умственно отсталых
детей (8 вид);
разработка
и реализация принципов интеграции
общего, дополнительного
гуманитарно-эстетического образования,
а также воспитательной системы школы
, включая социокультурную среду;
поиск
технологий, на основе которых
предполагается формирование общеучебных
и художественных способностей школьников,
развитие мыслительных процессов с
учетом мотивации, личностно-ориентированного
подхода, эмоционально-образной сферы,
а также ассоциативно-образного мышления;
освоение
здоровьесберегающих технологий;
отработка
модели урока искусства, позволяющей,
с одной стороны, максимально реализовать
творческий потенциал личности ребенка,
и с другой стороны, использовать методы
и приемы обучения, адекватные природе
искусства;
выработка
критериев эффективности функционирования;
активное
включение в процесс инновационной
деятельности новых научно-теоретических
исследований и психолого-педагогических
разработок по диагностике развития
способностей учащихся на разных этапах
обучения;
разработка
и внедрение в учебный процесс различные
уровни интеграции;
систематизация
имеющегося опыта;
определение
предпосылок в художественно-эстетическом
образовании для перехода к профильному
обучению.
|