Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 18.04.2024, 11:35

Официальный сайт муниципальной системы образования городского округа Нижняя Салда

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [11]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Инновации в ДШИ

Инновационные преобразования в деятельности детской школы искусств как одно из условий ее развития на современном этапе


Осипова М.Б., директор МОУДОД «Детская школа искусств»

Воронова М.А., зам. директора МОУДОД «Детская школа искусств» по УВР


Данный содоклад содержит определенного рода констатацию того положительного опыта, который накоплен в работе нашей школы. Именно этот положительный опыт позволяет нам с уверенностью смотреть в будущее и осуществлять задачи, обеспечивающее новое качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, социума, государства и достижение оптимального уровня художественно-эстетического образования, воспитания и развития школьников.

Программа управления инновационной деятельностью детской школы искусств, успешно представленная на выставке «Инновации в системе образования Свердловской области» (2010 г.), обеспечивает системный подход к развитию инноваций и их ресурсному обеспечению (кадровому, организационному, научному, учебно-методическому, материально-технологическому, мониторинговому, диагностическому и др.); делает процесс развития профессиональной компетентности педагогических кадров адаптивным, учитывающим ценность и уникальность каждой личности, ее профессиональные потребности; а также позволяет своевременно корректировать возможные отклонения в ходе реализации.

В основу деятельности школы положен феноменологический подход. Его сущность – в способности отталкиваться не от определенных идей, концепций, теорий, а осмысливать цели и задачи образования только в целостном контексте жизни. Для современной педагогики важен индивидуальный жизненный генезис человека, в процессе которого происходит развитие его личностных качеств: если авторитарная педагогика лишь провозглашала ценность творческой личности, фактически осуществляя социальный заказ на формирование индивида определенного типа, то феноменологическая модель ориентирует на развитие личности в пространстве многообразия культур. Культура, в которой запечатлен опыт творческой деятельности и самосовершенствования многих поколений людей, должна стать местом, пространством и материалом расширения внутреннего творческого потенциала человека (по Андрееву В.И.).

В президентской инициативе «Наша новая школа» речь о дополнительном образовании идет только в контексте улучшения школьной инфраструктуры, однако, по мнению коллектива Детской школы искусств, решение поставленных задач по всем пяти направлениям развития в реальных условиях будет более продуктивным при взаимодействии общего и дополнительного образования.

Сетевое взаимо­действие всех образовательных учреждений (детских садов, школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, культуры и т.п.) с целью создания единого муниципального образовательного пространства, как некая система связей, как способ деятельности автономных учреждений по совместному использова­нию имеющихся у них ресурсов, позволяет разрабатывать и реализовывать инновационные модели содержания образования; становится одним из средств поиска решения актуальных задач.

Разработка единых концептуальных и методических основ преподавания искусства при широкой вариативности конкретных программ и методик, нашли воплощение в модели уровневого образования, построенной по принципу "творческого сита" (по А.Г. Сайбединову).

Талантливым детям важно чувствовать интерес к себе, знать уровень своих способностей и конкурентоспособности по сравнению со сверстниками в школе, городе, округе и области. Результатом участия в творческих конкурсах разного уровня для ребенка являются не только полученные дипломы, но и чувство уверенности в своих возможностях, настойчивость, объективная оценка, удовлетворенное самолюбие. Среди важных предпосылок для своевременного выявления и развития одаренных школьников следует отметить квалификацию педагогов, их здоровые амбиции - стремление вывести своих учеников в число лучших, деятельную установку на специальную подготовку способных учащихся к участию в престижных творческих смотрах-конкурсах.

В течение 2009 – 2010 уч. года 86% учащихся ДШИ приняли участие в конкурсах разного уровня (от городского до всероссийского) и были отмечены 67 Дипломами и 2 Почетными грамотами.

Преподаватели школы ведут разноплановую работу с одаренными детьми, с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Результат такой работы налицо: 27 % выпускников 2009 – 2010 уч. г. поступили в учебные заведения следующей ступени: 2 учащихся на отделение сольного пения; 1 на фортепианное отделение коллежа искусств.

Педагог всегда был и остается главным стратегическим ресурсом системы образования. Ключевой характеристикой современного школьного образования является «новый» тип учителя – чуткого и внимательного к интересам детей, творчески думающего и открытого ко всему новому, владеющего современными методами и технологиями образования, способами конструирования педагогического процесса и умениями прогнозировать свой конечный результат. У нас замечательный коллектив, имеющий свои традиции, способный видеть, чувствовать и понимать каждого ученика; выстраивать образовательный процесс с учетом его индивидуальности. Это сбалансированное сочетание опытных компетентных педагогов и молодых учителей, имеющих значительный потенциал: 79% педагогов имеют повышенные категории и более 80% являются участниками творческих коллективов.

Содержание образования – важнейшая составляющая образовательной системы, именно оно подлежит модернизации. В ДШИ планомерно создаются условия по дифференциации содержания образования с предоставлением широких и гибких возможностей построения школьниками индивидуальных образовательных маршрутов (сегодня Учебный план полностью обеспечен рабочими программами, адаптированными к особенностям и запросам учащихся нашего города с учетом выбора одного из трех уровней освоения образовательной программы). Опыт проектирования рабочих программ – это опыт научного осмысления собственной деятельности, поиск нового содержания и повышения его качества. На кустовом туре Областного смотра-конкурса научных, методических и творческих работ педагогов (2009 г.) из 7 работ две награждены дипломами II степени, а 5, получивших дипломы I степени, отмечены дипломами и в заключительном туре (г. Екатеринбург).

Работа Детской филармонии и Детской художественной галереи в контексте компетентностного подхода (проект признан значимым для развития системы образования Свердловской области и отмечен дипломом в 2009 г.) – одно из важных направлений и логическое продолжение урочной деятельности школы. В проведении музыкальных гостиных, тематических классных часов, театрализованных представлений, выставок и концертов, ежегодно принимает участие до 90% учащихся. За прошедший учебный год проведено 148 мероприятий, которые посетило более 8 тысяч человек.

Повышение эффективности образовательного процесса – это основной результат и цель инновационных преобразований в любой образовательной системе. Образовательный эффект связан с позитивными изменениями в уровне профессиональной компетентности педагогов ДШИ. Система методической работы школы осуществляет реальную поддержку и сопровождение инновационной деятельности каждого члена педагогического коллектива школы. Опыт в данном направлении неоднократно представлялся педагогическому сообществу города и области, а в прошедшем учебном году и на уровне России благодаря выступлениям и публикации тезисов докладов в материалах V Всероссийской научно-практической конференции «Образование в регионах России: научные основы развития и инноваций» (Екатеринбург, ноябрь 2009 г,), Международной научно-практической конференции «Инновации и традиции современной школы» (Чебоксары, июнь 2010 г.), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, «Жизненные процессы современного ребенка: взросление» (Санкт-Петербург, июль 2010 г.), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, «Мир детства в пространстве Родины» (Санкт-Петербург, август 2010 г.).

Социальный эффект связан с повышением престижа ДШИ в социуме и ростом доверия к ней со стороны педагогической общественности. 80% педагогов опубликовали свои материалы в НТФ ИРРО, в российских журналах и научных изданиях ведущих ВУЗов и НИИ педагогики и психологии страны (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Казань, Тамбов, Новосибирск, Чебоксары и др.), 21% участвовали в Международных и Всероссийских научно-практических конференциях.

Подтверждением правильного выбора пути развития школы стали публичные презентации опыта коллегам на уровне округа и области: работа школы «Семицветик» на конкурсе «Инновации в дошкольном образовании» (2009 г.) и в качестве базовой площадки НТФ ИРРО с 2009 г.

Системный эффект виден через качественные изменения, касающиеся всей сферы деятельности Детской школы искусств.

Организационно-управленческий эффект проявляется через совокупность организационно-педагогических условий и механизмов мотивации и стимулирования возникновения и развития инновационных процессов: участие в профессиональных конкурсах различной направленности; вариативность форм мотивации и стимулирования, участие в научно-практических конференциях, в постоянно действующих семинарах, связь с представителями науки) и др.

Управление инновационными процессами многовариантно, предполагает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия, исходя из конкретной ситуации. Имея ярко выраженный творческий характер, инновационный процесс стимулирует развитие креативных способностей педагога, каждый раз открывая новое пространство для его профессиональной и личностной самореализации. Инновационная деятельность как фактор предупреждения эмоционального выгорания учителя чрезвычайно актуально для нашей школы, т.к. педагогический стаж более 15 лет имеют 2/3 коллектива.

Нововведения уже стали привычной частью жизни нашей школы, но качественное отличие последних лет в том, что они носят системный характер и предполагают развитие наработанного опыта, а не шлифовку отдельных элементов системы. Рождается новая школа, и это предопределяет поиск новой модели образования, основанной именно на реалиях современности.

Закономерно, что именно в детской школе искусств г. Нижняя Салда 12 февраля 2010 года состоялась областная научно-практическая конференция: «Детская школа искусств: современные модели образовательной деятельности», в работе которой приняли участие более 90 человек из 15 городов Свердловской области, представители Тюмени и Норильска. Из них 4 представителя муниципальных и областных структур органов управления, 6 - профессорско-преподавательского состава СПУЗов и ВУЗов, 9 кандидатов наук, аспирантов и соискателей, 32 директора и заместителей директора, 41 педагог образовательных учреждений (школ искусств и общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и дошкольных образовательных учреждений).

На конференции представлены 4 стендовых доклада, многочисленные материалы по различным направлениям деятельности ДШИ, дан концерт силами учащихся и педагогов отделения музыкального искусства, функционировали выставки работ учащихся отделения изобразительного искусства, выставка фото-работ выпускницы школы, проведение мастер-класса и т.п.

Виртуальная выставка, размещенная на сайте НТФ ИРРО, сделала материалы конференции доступными для широкой общественности.

Конференция стала результатом творческого сотрудничества Методического центра по художественному образованию Министерства культуры и спорта Свердловской области, детской школы искусств г. Нижняя Салда и Нижнетагильского филиала Института развития регионального образования.

Приращение, которое произошло в результатах деятельности за отчетный период – становление МОУДОД «Детская школа искусств» как Школы достижений, где любое достижение осознается как положительный и значимый результат, где победа не может быть мелкой или крупной, она бывает замеченной и незамеченной, где каждый участник образовательного процесса делает что-то лучше других, где в любом конкурсе есть победители, но нет побежденных.

Пусть же никогда не иссякает педагогическая мысль, наполненная большой любовью к детям и огромной ответственностью за свой нелегкий труд.


Категория: Мои статьи | Добавил: webmaster (25.08.2010)
Просмотров: 6239 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz