Координатор: Дворянинова Ирина Николаевна, методист МОУОКМПиС
Особенности
образовательной программы ДОУ в
соответствии с ФГТ
В соответствии с утверждением
и введением в действие Федеральных
государственных требований к структуре
основной общеобразовательной программы
дошкольного образования (Приказ
Министерства образования и науки
Российской Федерации № 655 от 23 ноября
2009 года) изменяется форма и структура
Образовательной программы ДОУ.
В настоящее время на основе
федеральных требований разрабатываются:
Содержание Программы включает
совокупность образовательных областей,
которые обеспечивают разностороннее
развитие детей с учетом их возрастных
и индивидуальных особенностей по
основным направлениям - физическому,
социально-личностному, познавательно-речевому
и художественно-эстетическому
Программа
состоит из двух частей:
Обязательная
часть Программы
должна содержать следующие разделы:
1)
организация режима пребывания детей в
образовательном учреждении
-
описание ежедневной организации жизни
и деятельности детей (ФГТ п.3.2.)
-
проектирование воспитательно-образовательного
процесса (схема взаимодействия
специалистов, модель образовательного
процесса)
Модель
образовательного
процесса включает взаимосвязь основных
направлений работы, видов деятельности
детей, образовательных областей, форм
образовательной деятельности.
2)
содержание психолого-педагогической
работы по освоению детьми образовательных
областей
·
"Физическая культура",
·
"Здоровье",
· "Безопасность",
·
"Социализация",
·
"Труд",
·
"Познание",
·
"Коммуникация",
·
"Чтение художественной литературы",
·
"Художественное творчество",
·
"Музыка";
Время,
необходимое для реализации Программы,
составляет от 65% до 80% времени пребывания
детей в группах с 12-ти часовым пребыванием
в зависимости от возраста детей, их
индивидуальных особенностей и
потребностей, а также вида группы, в
которой Программа реализуется.
Объем
обязательной части Программы составляет
не менее 80% времени, необходимого для
реализации Программы, а части, формируемой
участниками образовательного процесса
- не более 20% общего объема Программы.
Таким образом,
образовательная работа при 12-часовом
пребывании детей будет занимать от
7,5 часов до 9,5. Из них от 6,5 до 7,5 часов на
реализацию обязательной части и 2 часа
на вариативную часть.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ в СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В
январе 2009г. на областном образовательном
форуме превентивно рассматривалась
проблема внедрения федеральных
государственных требований (ФГТ) к
структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования. На
тот момент шла речь об изменении статуса
образовательной программы ДОУ (ОП ДОУ)
как стратегического нормативно-педагогического
документа:
ОП
ДОУ была инициативным документом –
стала обязательным.
Для
инициативного документа существовали
вариативные научно-обоснованные подходы
к разработке; для обязательного появились
нормативные требования.
На
сегодняшний день в связи с введением в
действие вышеуказанных федеральных
требований, мы поставлены перед
необходимостью вести речь об основной
общеобразовательной программе дошкольного
образования каждого ДОУ.
Термин
«основная» характеризует классификацию
программ по значению, наряду с основными
существуют дополнительные программы.
Вид «общеобразовательная программа»
отражает дифференциацию программ по
направленности. Программа – это
стратегический плановый документ; в
образовательной системе образовательного
учреждения определяет специфику целей,
содержания образования и организации
образовательного процесса
Выделим
новые положения
нормативно-правовых документов,
касающиеся проблемы образовательной
программы, в сопоставлении
с положениями, утратившими силу.
Согласно
Закону «Об образовании» в
современной редакции,
первым компонентом системы образования
в Российской Федерации выступают
«преемственные образовательные программы
различного уровня и направленности,
федеральные государственные образовательные
стандарты и федеральные государственные
требования» (ст. 8). Федеральные
государственные образовательные
стандарты и федеральные государственные
требования являются обязательными при
реализации соответствующих образовательных
программ.
В
статье Закона «Об образовании»,
посвященной образовательным программам,
общеобразовательные программы дошкольного
образования, во-первых, регламентированы
как основные, во-вторых, зафиксировано,
что «к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования и
условиям ее реализации федеральным
органом исполнительной власти…
устанавливаются федеральные государственные
требования» (ст. 14).
В
соответствии с Законом в новом Типовом
положении о ДОУ скорректировано
определение «ДОУ». ДОУ – тип образовательного
учреждения, реализующего основную
общеобразовательную программу дошкольного
образования (п. 3). В прежнем Типовом
положении ДОУ определялось как «тип
образовательного учреждения, реализующего
общеобразовательные программы дошкольного
образования различной направленности».
В
Типовом положении изменен подход к
проектированию содержания дошкольного
образования (п. 21): «Содержание
образовательного процесса в ДОУ
определяется образовательной программой
дошкольного образования, разрабатываемой,
принимаемой и реализуемой им самостоятельно
в соответствии с федеральными
государственными требованиями к
структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования и
условиям ее реализации, установленным
федеральным органом исполнительной
власти…, и с учетом особенностей
психофизического развития и возможностей
детей».
В
самих федеральных требованиях уточняется,
что «основная общеобразовательная
программа дошкольного образования
разрабатывается, утверждается и
реализуется в образовательном учреждении
на основе примерных основных
общеобразовательных программ дошкольного
образования, разработка
которых обеспечивается уполномоченным
федеральным государственным органом
на основе федеральных требований».
Ранее
руководящим положением для проектирования
было следующее: «ДОУ самостоятельно в
выборе программы из комплекса вариативных
программ, рекомендованных государственными
органами управления образованием,
внесении изменений в них, а также
разработке собственных (авторских)
программ в соответствии с требованиями
государственного образовательного
стандарта.
Остановимся
на подходах к разработке
образовательных программ до изменения
нормативно-правовой базы, в сопоставлении
с новыми нормативными требованиями.
Исходя из вышеприведенной
формулировки утратившего силу Типового
положения, программа дошкольного
образования могла быть представлена
как вариативными программами дошкольного
образования, так и образовательной
программой ДОУ. Разработка образовательной
программы не ставилась для ДОУ как
обязательная задача, понятие
«образовательная программа» рассматривалось
в широком смысле (вариативные программы)
и в узком смысле (образовательная
программа ДОУ).
Инициативно
разработанная образовательная программа
ДОУ выступала основой
совершенствования механизма управления
образовательным процессом, установления
взаимодействия с другими образовательными
учреждениями, интеграции и координации
деятельности педагогического коллектива,
реализации права родителей на информацию
об образовательных услугах и т.д.
Назначение
образовательной программы,
разработанной ДОУ, заключалось в
определении стратегии педагогической
деятельности по реализации государственных
(федеральных и региональных) требований
к дошкольному образованию, обеспечивая
их адаптацию и развитие в соответствии
с особенностями конкретного дошкольного
учреждения (вид, приоритетное направление,
национально-культурные условия и др.).
Сегодня,
выделение в основной общеобразовательной
программе дошкольного образования
обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса,
нацеливает, в первую очередь, на
обязательное выполнение федеральных
требований; и только во вторую, на
отражение видового разнообразия
учреждений, приоритетных направлений
деятельности, специфики национально-культурных,
демографических, климатических и других
условий, в которых осуществляется
образовательный процесс.
Сформулируйте
ряд проблем разработки образовательных
программ в современных условиях.
Предлагаю
так же вынести на обсуждение следующие
вопросы:
1.
Планирует ли Ваше ДОУ разработку основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования, в какие сроки, определен
ли состав творческой группы?
2.
Как
быть с занятиями? Остается ли расписание
занятий?
3.
Как планировать промежуточные и итоговые
результаты освоения программы?
4. Содержание коррекционной
работы (для детей
с ограниченными возможностями здоровья)
обязательно для всех видов ДОУ?
5.
Что включает в себя вариативная часть
Программы? Какие особенности ОП необходимо
описать в этой части Программы?
Результаты
обсуждения размещайте в комментариях
к этой новости или направляйте на эл.
адреса
irendv24@mail.ru,
mouokmpis_nsalda@mail.ru
|