Координатор: Шихов
Владимир Анатольевич, методист МОУОКМПиС.
С проектом нового
закона «Об образовании» Вы можете
ознакомиться на сайте mon.gov.ru
Концепция проекта
федерального закона "Об образовании
в Российской Федерации" (выдержки)
… общей проблемой
законодательства в области образования
являются неразвитость и противоречивость
используемого понятийного аппарата,
действующее законодательство в области
образования практически не содержит
определения используемых терминов. Это
относится к определению самого понятия
"образование", которое фактически
ограничивает сферу образования рамками
стандартизированного или цензового
(уровневого) образования, оставляя в
стороне дошкольное, начальное общее и
дополнительное образование, которые
не являются уровнями образования в
соответствии с нормой пункта 5 статьи
27 Закона Российской Федерации "Об
образовании".Специалистами неоднократно
указывалось также на некорректное
использование в Законе Российской
Федерации "Об образовании" термина
"образовательное учреждение",
который в зависимости от контекста
обозначает либо организационно-правовую
форму образовательной организации
"учреждение", либо родовое понятие
для любой некоммерческой организации,
осуществляющей образовательный процесс,
что порождает неоправданную путаницу
в процессе правоприменения. С целью
устранения данного противоречия и
приведения терминологии, используемой
в законодательстве в области образования,
в соответствие с Гражданским кодексом
Российской Федерации в законопроекте
будет использоваться в качестве родового
понятия термин "образовательная
организация". Кроме того, в
законодательстве отсутствуют легальные
определения специальных понятий, широко
употребляемых в сфере образования, в
том числе таких, как образовательные
услуги, образовательный уровень (ценз),
образовательная программа, учебный
план, образовательный процесс,
академические права и свободы и так
далее. Назревшей является
необходимость унификации типологии
образовательных организаций. Правовое
закрепление типологии образовательных
организаций является одним из способов
упорядочения общественных отношений,
возникающих в сфере образования, в
первую очередь, непосредственно связанных
с процессом воспитания и обучения.
Перечень типов образовательных
организаций закреплен в пункте 4 статьи
12 Закона Российской Федерации "Об
образовании". Однако при его формировании
были использованы различные основания
для выделения соответствующих типов:
по уровню реализуемых образовательных
программ, по категории обучающихся в
нем лиц и других. Такой подход не позволяет
однозначно определить тип той или иной
образовательной организации, поскольку
одна и та же образовательная организация
может одновременно относиться к
нескольким типам. Так, например,
специальные (коррекционные) образовательные
организации для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья,
выделенные в самостоятельный тип,
одновременно могут рассматриваться и
как общеобразовательные организации
в соответствии с уровнем реализуемых
образовательных программ. Кроме того,
закрепленная Законом Российской
Федерации "Об образовании" типология
образовательных организаций с жестким
закреплением видов реализуемых
образовательных программ за каждым
типом образовательной организации в
настоящее время стала препятствием для
развития современных форм организации
образовательной деятельности, в том
числе с использованием дистанционных
технологий, выстраивания индивидуальных
образовательных траекторий, расширения
спектра образовательных услуг и так
далее. Законодательно не предусмотрены
возможности реализации образовательной
программы совместно несколькими
образовательными организациями различных
типов, образовательными и научными
организациями с участием промышленных
предприятий, что является тормозом
создания и функционирования
многофункциональных образовательных
и научно-образовательных центров
(комплексов), социокультурных комплексов,
комплексных учебных центров профессиональных
квалификаций, развития социального
партнерства в сфере образования.
Законодательно (статьи 11.1 и 12 Закона
Российской Федерации "Об образовании")
определено, что государственные и
муниципальные образовательные
организации, а также негосударственные
образовательные организации могут
создаваться только в организационно-правовых
формах, предусмотренных гражданским
законодательством для некоммерческих
организаций. Это практически исключает
возможность участия в процессе реализации
дополнительных профессиональных
образовательных программ большинства
организаций реального сектора экономики.
В то же время, как показывает опыт, в
дополнительном профессиональном
образовании могут и должны быть
задействованы крупные коммерческие
организации, имеющие ресурсы для
реализации соответствующих образовательных
программ в рамках "внутрифирменного"
обучения.В связи с изложенным представляется
целесообразным предоставить право
реализации дополнительных профессиональных
образовательных программ не только
образовательным и научным организациям,
но и иным организациям, независимо от
их основного вида деятельности и
организационно-правовой формы.
Законодательное
закрепление общих правил приема в
образовательные учреждения является
важнейшим условием реализации
государственных гарантий права на
образование. Однако регламентация
условий доступа к образованию, особенно
профессиональному, в настоящее время
вызывает многочисленные нарекания и
требует обновления и детализации. Действующая
редакция Закона Российской Федерации
"Об образовании" гарантирует
гражданам на конкурсной основе
бесплатность среднего профессионального,
высшего профессионального и послевузовского
профессионального образования в
государственных и муниципальных
образовательных учреждениях независимо
от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, места жительства,
отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным организациям
(объединениям), возраста, состояния
здоровья, социального, имущественного
и должностного положения, наличия
судимости (пункты 1 и 3 статьи 5). Одновременно
законодателем установлен ряд исключений
из данного правила. Так, статьей 16 Закона
Российской Федерации "Об образовании"
и статьей 11 Федерального закона "О
высшем и послевузовском профессиональном
образовании" определены виды
преимуществ (льгот) при приеме в
государственные и муниципальные
образовательные учреждения среднего
профессионального и высшего
профессионального образования, которые
можно разделить на три группы:
право на поступление без вступительных
испытаний; право на поступление
вне конкурса при условии успешного
прохождения вступительных испытаний
; преимущественное
право на поступление. Одновременно
Законом Российской Федерации "Об
образовании" и Федеральным законом
"О высшем и послевузовском
профессиональном образовании"
установлены категории граждан, которым
предоставляются эти преимущества
(льготы) при приеме для обучения по
образовательным программам среднего
профессионального и высшего
профессионального образования. Вместе
с тем категории граждан, которые могут
воспользоваться преимуществами
(льготами) при приеме, предусматриваются
также в довольно большом количестве
иных законодательных актов Российской
Федерации, не входящих в систему
законодательства Российской Федерации
в области образования. В настоящее время
насчитывается более двухсот установленных
различными законодательными актами
категорий лиц, имеющих те или иные
преимущества при поступлении. При этом
в некоторых случаях предоставление
таких преимуществ (льгот) утратило свою
актуальность. В условиях введения новой
системы приема на основе результатов
единого государственного экзамена
действующая система преимуществ (льгот)
требует пересмотра и унификации. В
законопроекте будут закреплены критерии
и исчерпывающий перечень предоставляемых
преимуществ (льгот) и категорий граждан,
имеющих право ими воспользоваться. Кроме
того, в настоящее время законодательно
не урегулированы общие правила приема
в российские образовательные учреждения
иностранных граждан, лиц без гражданства.
Большая часть подзаконных нормативных
правовых актов, регламентирующих эти
вопросы, существенно устарела и не в
полной мере отвечает современным реалиям
российской системы образования,
тенденциям формирования международного
образовательного пространства и развития
механизмов экспорта образовательных
услуг. В связи с введением единого
государственного экзамена, результаты
которого засчитываются в качестве
результатов вступительных испытаний,
целесообразно законодательно закрепить
категории лиц, которым по объективным
основаниям может быть предоставлено
право поступления по результатам
вступительных испытаний, проводимых
образовательными учреждениями в иной
форме (лица с ограниченными возможностями
здоровья, поступающие для получения
второго высшего профессионального
образования, иностранные граждане и
другие лица. Таким образом, регламентация
приема в образовательные учреждения
как важнейшего механизма реализации
права на образование и соответствующих
государственных гарантий является
одной из первоочередных задач
законопроекта. Действующее
законодательство в области образования
практически не содержит норм, регулирующих
порядок оказания платных образовательных
услуг, получения образования на возмездной
основе. Правовое регулирование этих
отношений нормами Гражданского кодекса
Российской Федерации (статьи 779 - 783)
недостаточно, не учитывает в необходимой
мере специфики образовательных отношений,
что создает неблагоприятные правовые
условия для обеспечения реализации
конституционных принципов доступности
и бесплатности, прежде всего, обязательного
общего образования, способствует
распространению таких негативных
явлений, как взимание платы за обучение
по образовательным программам,
финансируемым из бюджетов различных
уровней, нарушение прав обучающихся на
платной основе, в частности, одностороннее
расторжение договора об образовании
по инициативе образовательной организации
и так далее. В целом следует признать,
что правовой статус участников
образовательного процесса законодательно
урегулирован фрагментарно. Значительная
часть их прав и обязанностей устанавливается
подзаконными и даже локальными актами.
В то время как многие из них, в частности,
право на обучение на родном языке, на
выбор формы получения образования, на
обучение по индивидуальному учебному
плану и иные права и условия их реализации
в рамках образовательного процесса, а
также гарантии прав обучающихся в случае
ликвидации образовательной организации,
аннулирования лицензии или свидетельства
о государственной аккредитации требуют
законодательной регламентации. Особого
внимания заслуживают также правовые
условия охраны здоровья и обеспечения
безопасности обучающихся. О наличии
существенного пробела в законодательстве
свидетельствует в том числе значительная
неопределенность в отношении основных
обязанностей обучающихся и ответственности,
в частности, дисциплинарной, за
неисполнение этих обязанностей,
отсутствуют нормы, регламентирующие
меры педагогического воздействия в
отношении обучающихся. В пересмотре
и более полной регламентации нуждаются
также различные административные
процедуры в сфере образования. В первую
очередь, это относится к регулированию
лицензирования, государственной
аккредитации и контроля качества
образования. Так, в законодательных
актах об образовании отсутствуют
правовые нормы, закрепляющие понятие
лицензионных требований и условий
осуществления образовательной
деятельности, являющихся стрежневым
элементом лицензионной деятельности,
основания выдачи или отказа в выдаче
лицензии, свидетельства о государственной
аккредитации, права и обязанности
участников соответствующих отношений.
Это снижает эффективность реализации
указанных процедур, делает их непрозрачными
для образовательных организаций и
общества, допускает возможность
необоснованного принятия решений, а
также затрудняет предотвращение и
устранение различных нарушений,
выявленных в деятельности образовательных
организаций, их филиалов и представительств.
Назревшим является также вопрос о
формировании новых форм оценки качества
образования, в частности, о введении
наряду с государственной аккредитацией
процедуры общественно-профессиональной
аккредитации. Перечисленное не
является исчерпывающим перечнем пробелов
и противоречий, устаревших норм права,
а также неэффективных положений, не
имеющих должного механизма реализации,
в законодательстве в области образования,
но в целом характеризует общее состояние
и проблемы правового регулирования
соответствующих общественных отношений.
Обеспечение системного и функционально
более полного регулирования общественных
отношений в сфере образования, направленное
на реализацию конституционного права
на образование и соответствующих
государственных гарантий, повышение
доступности образования и его качества,
внедрение новых форм, моделей, технологий
образовательной деятельности, ведение
экспериментальной и инновационной
деятельности в сфере образования в
рамках единого образовательного
пространства страны являются насущной
потребностью современного этапа
развития. Одновременно
совершенствование законодательных
основ образования призвано сыграть
важную роль в устранении ряда негативных
социальных явлений, отмечаемых в
настоящее время в сфере образования, в
том числе таких, как установление
дискриминационных условий или незаконный
отказ в приеме граждан в образовательные
учреждения или их незаконное отчисление
(исключение), взимание под видом
добровольных взносов и спонсорской
помощи на нужды образовательного
учреждения платы за прием и обучение
на бюджетной основе в государственных
и муниципальных образовательных
учреждениях, сдача экзаменов за плату,
предоставление образования низкого
качества или "фиктивное" ведение
образовательного процесса, незаконная
выдача документов об образовании и
(или) квалификации, злоупотребления при
оказании платных образовательных услуг
и так далее. Принятие законопроекта
обеспечит комплексную реализацию норм
Конституции Российской Федерации
(статья 7), провозглашающих Российскую
Федерацию социальным государством,
политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека. Будущий
федеральный закон позволит сформировать
эффективный механизм правового
регулирования образовательных и иных
отношений в сфере образования, направленных
на реализацию права на образование,
государственных гарантий на получение
качественного образования, значительно
укрепит защиту интересов личности в
области образования. Будущий
федеральный закон позволит повысить
качество образования, расширить гарантии
реализации прав в области образования,
обновить отечественную систему
образования в соответствии с запросами
личности, общества, государства и
реальной экономики, обеспечить ее
поступательное развитие, что является,
помимо прочего, одной из наиболее
существенных гарантий национальной,
региональной и международной безопасности.
В целом будущий закон станет важным
фактором гармонизации социальных
отношений в обществе и ускорения
социально-экономического развития
России. Таким образом, принятие
законопроекта создаст правовые условия,
обеспечивающие превращение образования
в движущую силу и ресурс социально-экономического
развития, в важный механизм формирования
инновационного потенциала общества и
экономики, повышения конкурентоспособности
страны при одновременном сохранении
юридических гарантий свободы и равного
доступа к образованию, наиболее полного
удовлетворения образовательных
потребностей личности, повышения
социального статуса педагога.
Вопросы.
1.Определите перечень
проблем , которые явились причинами
создания данного Проекта?
2.Проранжируйте их по
степени важности с точки зрения
государства?
3.Какие проблемы
образования вы бы добавили в список
проблем ,подлежащих решению законодательным
путем ?
4.Можно ли решить
перечисленные проблемы образования
исключительно законодательным путем
или же должен быть комплекс средств?
Можете ли вы их перечислить?
5.Напишите три вещи
,которые надо сделать в первую очередь
,чтобы повысить качество образования
в вашем ОУ?
|