Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 03:06

Официальный сайт муниципальной системы образования городского округа Нижняя Салда

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Август » 23 » Секция 5. Образовательная программа ДОУ: новые требования
Секция 5. Образовательная программа ДОУ: новые требования
11:43
Координатор: Дворянинова Ирина Николаевна, методист МОУОКМПиС

Особенности образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ

 

        В  соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ.

  В настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:

  • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

  • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    

          Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому

Программа состоит из двух частей:

  • обязательной части;

  • вариативной части, формируемой участниками ОП

Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

1) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

- описание ежедневной организации жизни и деятельности детей (ФГТ п.3.2.)

- проектирование воспитательно-образовательного процесса (схема взаимодействия специалистов, модель образовательного процесса)

       Модель образовательного процесса включает взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей, форм образовательной деятельности.

2) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

·        "Физическая культура",

·        "Здоровье",

·     "Безопасность",                                         

·        "Социализация",

·        "Труд",

·        "Познание",

·        "Коммуникация",

·        "Чтение художественной литературы",

·        "Художественное творчество",

·        "Музыка";

Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы. 

Таким образом, образовательная работа при 12-часовом пребывании  детей будет занимать от 7,5 часов до 9,5. Из них от 6,5 до 7,5 часов на реализацию обязательной части и 2 часа на вариативную часть.

 

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В январе 2009г. на областном образовательном форуме превентивно рассматривалась проблема внедрения федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. На тот момент шла речь об изменении статуса образовательной программы ДОУ (ОП ДОУ) как стратегического нормативно-педагогического документа:

  1. ОП ДОУ была инициативным документом – стала обязательным.

  2. Для инициативного документа существовали вариативные научно-обоснованные подходы к разработке; для обязательного появились нормативные требования.

На сегодняшний день в связи с введением в действие вышеуказанных федеральных требований, мы поставлены перед необходимостью вести речь об основной общеобразовательной программе дошкольного образования каждого ДОУ.

Термин «основная» характеризует классификацию программ по значению, наряду с основными существуют дополнительные программы. Вид «общеобразовательная программа» отражает дифференциацию программ по направленности. Программа – это стратегический плановый документ; в образовательной системе образовательного учреждения определяет специфику целей, содержания образования и организации образовательного процесса

Выделим новые положения нормативно-правовых документов, касающиеся проблемы образовательной программы, в сопоставлении с положениями, утратившими силу.

Согласно Закону «Об образовании» в современной редакции, первым компонентом системы образования в Российской Федерации выступают «преемственные образовательные программы различного уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования» (ст. 8). Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования являются обязательными при реализации соответствующих образовательных программ.

В статье Закона «Об образовании», посвященной образовательным программам, общеобразовательные программы дошкольного образования, во-первых, регламентированы как основные, во-вторых, зафиксировано, что «к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти… устанавливаются федеральные государственные требования» (ст. 14).

В соответствии с Законом в новом Типовом положении о ДОУ скорректировано определение «ДОУ». ДОУ – тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования (п. 3). В прежнем Типовом положении ДОУ определялось как «тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности».

В Типовом положении изменен подход к проектированию содержания дошкольного образования (п. 21): «Содержание образовательного процесса в ДОУ определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленным федеральным органом исполнительной власти…, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей».

В самих федеральных требованиях уточняется, что «основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований».

Ранее руководящим положением для проектирования было следующее: «ДОУ самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Остановимся на подходах к разработке образовательных программ до изменения нормативно-правовой базы, в сопоставлении с новыми нормативными требованиями.

Исходя из вышеприведенной формулировки утратившего силу Типового положения, программа дошкольного образования могла быть представлена как вариативными программами дошкольного образования, так и образовательной программой ДОУ. Разработка образовательной программы не ставилась для ДОУ как обязательная задача, понятие «образовательная программа» рассматривалось в широком смысле (вариативные программы) и в узком смысле (образовательная программа ДОУ).

Инициативно разработанная образовательная программа ДОУ выступала основой совершенствования механизма управления образовательным процессом, установления взаимодействия с другими образовательными учреждениями, интеграции и координации деятельности педагогического коллектива, реализации права родителей на информацию об образовательных услугах и т.д.

Назначение образовательной программы, разработанной ДОУ, заключалось в определении стратегии педагогической деятельности по реализации государственных (федеральных и региональных) требований к дошкольному образованию, обеспечивая их адаптацию и развитие в соответствии с особенностями конкретного дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление, национально-культурные условия и др.).

Сегодня, выделение в основной общеобразовательной программе дошкольного образования обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, нацеливает, в первую очередь, на обязательное выполнение федеральных требований; и только во вторую, на отражение видового разнообразия учреждений, приоритетных направлений деятельности, специфики национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Сформулируйте ряд проблем разработки образовательных программ в современных условиях.

Предлагаю так же вынести на обсуждение следующие вопросы:

1. Планирует ли Ваше ДОУ разработку основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в какие сроки, определен ли состав творческой группы?

          2. Как быть с занятиями? Остается ли расписание занятий?

3. Как планировать промежуточные и итоговые результаты освоения программы?

4. Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья) обязательно для всех видов ДОУ?

5. Что включает в себя вариативная часть Программы? Какие особенности ОП необходимо описать в этой части Программы?

 

Результаты обсуждения размещайте в комментариях к этой новости или направляйте на эл. адреса irendv24@mail.ru, mouokmpis_nsalda@mail.ru


Просмотров: 26578 | Добавил: webmaster | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 121 2 »
12 JarkamMeate  
0
Предлагаем услуги по доставке грузов из Европы в Россию на условиях DDP.
Доставка груза до склада клиента.

info@eurocargo.fi
http://www.eurocargo.fi

11 Марина  
0
Здравствуйте! Мы столкнулись с такой проблемой... ДОУ разрабатывают ОП согласно с ФГТ (она в доработке), а учебный план, планирование воспитатели осуществляли согласно с требованиями ФГТ то есть по образовательным областям используя программу М.А.Васильевой. Нам сказали, что мы не должны были учебный план писать по областям. Как вы считаете?

10 Людмила  
0
Все равно,очень много вопросов,чем ответов! Особенно что каксается вариативной части программы ДОУ

9 Ирина Дворянинова  
0
Уважаемые коллеги! Благодарим всех. принявших участие в сегодняшнем обсуждении. надеемся, что обмен мнениями по вопросу ФГТ к ОП будет продолжен в нашей дальнейшей работе.
Поздравляю всех с наступлением нового учебного года и вступлением ГО Нижняя Салда в областную государственную целевую программу (ОГЦП) "Развитие сети ДОУ в Свердловской области" на 2010-2014 г.г., выражаю уверенность, что совместными усилиями мы сможем укрепить материально-техническую базу дошкольных учреждений и минимизировать дефицит мест.

8 Ирина Дворянинова  
0
Для МДОУ № 40. Уважаемые коллеги! Благодарю за содержательный комментарий, желаю успехов в достижении намеченных целей на этот учебный год.

7 МДОУДСКВ №40 "Калинка"  
0
1. Планирует ли Ваше ДОУ разработку основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в какие сроки, определен ли состав творческой группы?
В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года), в МДОУДСКВ №40 "Калинка" будет проведена работа по приведению в соответствие имеющейся Образовательной программы ДОУ требованиям Приказа.
Определена рабочая группа в составе заместителя заведующей по УВР, старшего воспитателя, инструктора ФК, воспитателей-специалистов, музыкальных руководителей, педагогов групп (руководителей методических объединений по возрастным параллелям). Родители воспитанников будут подключены к этапу утверждения новой образовательной программы.
В связи с тем, что пока только разрабатываются: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, данная работа запланирована в течение всего учебного года и является приоритетной, будет окончательно завершена после выхода и проработки данных документов.
Раздел ОП - Условия реализации образовательной программы ДОУ, будет проработан и составлен в течение сентября месяца, на его основе скорректированы циклограммы деятельности возрастных групп и педагогов.

2.Как быть с занятиями? Остается ли расписание занятий?
В соответствии с вышедшими примерными рекомендациями на переходный период расписание будем оставлять прежним в соответствии с комплексной программой "Детство". При планировании занятий будем обозначать образовательные области.
Тематическое планирование разработанное в МДОУДСКВ №40 составлено в соответствии с требованиями комплексной программы "Детство" и уже носит интегративный и комплексно-тематический характер, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, что и требует ФГТ.
3. Как планировать итоговые и промежуточные результаты освоения Программы?
В комплексной программе "Детство" прописаны результаты промежуточные и итоговые. Так же в ФГТ определен портрет выпускника, в соответствии с данными документами будем проводить мониторинга. В МДОУДСКВ №40 система мониторинга уровня освоения образовательной программы отработана, имеется весь диагностический инструментарий на каждую возрастную группу, она соответствует требованиям ФГТ и будет оставлена до выхода основной программы, с небольшой корректировкой (перекомпановкой) в соответствии с основными линиями развития.
4. Все прописано в Уставе ДОУ (коррекция, если есть условия).
В настоящее время в ДОУ имеется опыт написания индивидуальных педагогических программ развития для детей с ограниченными возможностями. Данная работа а будет проводиться и дальше.
5. Вариативная часть программы.
(в принципе ничего не изменилось)
Будем включать так же региональный компонент (краеведение) и компонент детского сада (кружки, секции). Необходимо четко выдержать время - 20%, и описать систему организации данной работы.


6 Радуга  
0
С комментарием согласны. Возможно разработать ОП к концу 2010 при наличии чётко сформулированных основных общеобразовательных программ дошкольного образования и обучении кадров.

5 webmaster  
0
От ДОУ № 44:
1.Общеобразовательная программа разрабатывается с учётом ФТ уже с апреля месяца 2010г. Творческая группа: музык. руковод., учит-логопед, психолог, старший воспит. работают над интеграцией форм регламентированой и нерегламентированной деятельности детей.
2.Расписание оставить,изменив название " занятия" на деятельность
3.Отслеживать по наблюдениям педагогов, согласно критериев образ программы
4. Обязательно, но приналичии условий.(кадровых, материально- технич. идр.)
5.Региональные, социо-культурные, этнические и дополнит образование по интересам детей.
Физическое, социально- личностное, художественно- эстетическое, познавательно- речевое развитие детей мы предлагаем осуществлять с использованием материалов, представленных в основных перечнях оборудования и пособий. Данный минимум обеспечит воможность решать задачи общеобразовательной программы.

4 Ирина Дворянинова  
0
Для МДОУ "Радуга"
Уважаемые коллеги! В начале 2011 года уже необходимо подать пакет документов в МОиПО, следовательно, сроки разработки и утверждения ОП необходимо скорректировать, Вы так не считаете?

3 Ирина Дворянинова  
0
Для МДОУ № 53
Уважаемые коллеги! А с какими проблемами разработки вы столкнулись?
Педагогический коллектив считает, что занятия необходимы, а что прописывают ФГТ? Предлагаю более точно определить вариативную часть.

1-10 11-12
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz