Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 20.02.2018, 12:26

Официальный сайт муниципальной системы образования городского округа Нижняя Салда

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Август » 23 » Секция 5. Образовательная программа ДОУ: новые требования
Секция 5. Образовательная программа ДОУ: новые требования
11:43
Координатор: Дворянинова Ирина Николаевна, методист МОУОКМПиС

Особенности образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ

 

        В  соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ.

  В настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:

  • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

  • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    

          Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому

Программа состоит из двух частей:

  • обязательной части;

  • вариативной части, формируемой участниками ОП

Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

1) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

- описание ежедневной организации жизни и деятельности детей (ФГТ п.3.2.)

- проектирование воспитательно-образовательного процесса (схема взаимодействия специалистов, модель образовательного процесса)

       Модель образовательного процесса включает взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей, форм образовательной деятельности.

2) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

·        "Физическая культура",

·        "Здоровье",

·     "Безопасность",                                         

·        "Социализация",

·        "Труд",

·        "Познание",

·        "Коммуникация",

·        "Чтение художественной литературы",

·        "Художественное творчество",

·        "Музыка";

Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы. 

Таким образом, образовательная работа при 12-часовом пребывании  детей будет занимать от 7,5 часов до 9,5. Из них от 6,5 до 7,5 часов на реализацию обязательной части и 2 часа на вариативную часть.

 

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В январе 2009г. на областном образовательном форуме превентивно рассматривалась проблема внедрения федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. На тот момент шла речь об изменении статуса образовательной программы ДОУ (ОП ДОУ) как стратегического нормативно-педагогического документа:

  1. ОП ДОУ была инициативным документом – стала обязательным.

  2. Для инициативного документа существовали вариативные научно-обоснованные подходы к разработке; для обязательного появились нормативные требования.

На сегодняшний день в связи с введением в действие вышеуказанных федеральных требований, мы поставлены перед необходимостью вести речь об основной общеобразовательной программе дошкольного образования каждого ДОУ.

Термин «основная» характеризует классификацию программ по значению, наряду с основными существуют дополнительные программы. Вид «общеобразовательная программа» отражает дифференциацию программ по направленности. Программа – это стратегический плановый документ; в образовательной системе образовательного учреждения определяет специфику целей, содержания образования и организации образовательного процесса

Выделим новые положения нормативно-правовых документов, касающиеся проблемы образовательной программы, в сопоставлении с положениями, утратившими силу.

Согласно Закону «Об образовании» в современной редакции, первым компонентом системы образования в Российской Федерации выступают «преемственные образовательные программы различного уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования» (ст. 8). Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования являются обязательными при реализации соответствующих образовательных программ.

В статье Закона «Об образовании», посвященной образовательным программам, общеобразовательные программы дошкольного образования, во-первых, регламентированы как основные, во-вторых, зафиксировано, что «к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти… устанавливаются федеральные государственные требования» (ст. 14).

В соответствии с Законом в новом Типовом положении о ДОУ скорректировано определение «ДОУ». ДОУ – тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования (п. 3). В прежнем Типовом положении ДОУ определялось как «тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности».

В Типовом положении изменен подход к проектированию содержания дошкольного образования (п. 21): «Содержание образовательного процесса в ДОУ определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленным федеральным органом исполнительной власти…, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей».

В самих федеральных требованиях уточняется, что «основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований».

Ранее руководящим положением для проектирования было следующее: «ДОУ самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Остановимся на подходах к разработке образовательных программ до изменения нормативно-правовой базы, в сопоставлении с новыми нормативными требованиями.

Исходя из вышеприведенной формулировки утратившего силу Типового положения, программа дошкольного образования могла быть представлена как вариативными программами дошкольного образования, так и образовательной программой ДОУ. Разработка образовательной программы не ставилась для ДОУ как обязательная задача, понятие «образовательная программа» рассматривалось в широком смысле (вариативные программы) и в узком смысле (образовательная программа ДОУ).

Инициативно разработанная образовательная программа ДОУ выступала основой совершенствования механизма управления образовательным процессом, установления взаимодействия с другими образовательными учреждениями, интеграции и координации деятельности педагогического коллектива, реализации права родителей на информацию об образовательных услугах и т.д.

Назначение образовательной программы, разработанной ДОУ, заключалось в определении стратегии педагогической деятельности по реализации государственных (федеральных и региональных) требований к дошкольному образованию, обеспечивая их адаптацию и развитие в соответствии с особенностями конкретного дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление, национально-культурные условия и др.).

Сегодня, выделение в основной общеобразовательной программе дошкольного образования обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, нацеливает, в первую очередь, на обязательное выполнение федеральных требований; и только во вторую, на отражение видового разнообразия учреждений, приоритетных направлений деятельности, специфики национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Сформулируйте ряд проблем разработки образовательных программ в современных условиях.

Предлагаю так же вынести на обсуждение следующие вопросы:

1. Планирует ли Ваше ДОУ разработку основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в какие сроки, определен ли состав творческой группы?

          2. Как быть с занятиями? Остается ли расписание занятий?

3. Как планировать промежуточные и итоговые результаты освоения программы?

4. Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья) обязательно для всех видов ДОУ?

5. Что включает в себя вариативная часть Программы? Какие особенности ОП необходимо описать в этой части Программы?

 

Результаты обсуждения размещайте в комментариях к этой новости или направляйте на эл. адреса irendv24@mail.ru, mouokmpis_nsalda@mail.ru


Просмотров: 26067 | Добавил: webmaster | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 121 2 »
12  
Предлагаем услуги по доставке грузов из Европы в Россию на условиях DDP.
Доставка груза до склада клиента.

info@eurocargo.fi
http://www.eurocargo.fi

11  
Здравствуйте! Мы столкнулись с такой проблемой... ДОУ разрабатывают ОП согласно с ФГТ (она в доработке), а учебный план, планирование воспитатели осуществляли согласно с требованиями ФГТ то есть по образовательным областям используя программу М.А.Васильевой. Нам сказали, что мы не должны были учебный план писать по областям. Как вы считаете?

10  
Все равно,очень много вопросов,чем ответов! Особенно что каксается вариативной части программы ДОУ

9  
Уважаемые коллеги! Благодарим всех. принявших участие в сегодняшнем обсуждении. надеемся, что обмен мнениями по вопросу ФГТ к ОП будет продолжен в нашей дальнейшей работе.
Поздравляю всех с наступлением нового учебного года и вступлением ГО Нижняя Салда в областную государственную целевую программу (ОГЦП) "Развитие сети ДОУ в Свердловской области" на 2010-2014 г.г., выражаю уверенность, что совместными усилиями мы сможем укрепить материально-техническую базу дошкольных учреждений и минимизировать дефицит мест.

8  
Для МДОУ № 40. Уважаемые коллеги! Благодарю за содержательный комментарий, желаю успехов в достижении намеченных целей на этот учебный год.

7  
1. Планирует ли Ваше ДОУ разработку основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в какие сроки, определен ли состав творческой группы?
В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года), в МДОУДСКВ №40 "Калинка" будет проведена работа по приведению в соответствие имеющейся Образовательной программы ДОУ требованиям Приказа.
Определена рабочая группа в составе заместителя заведующей по УВР, старшего воспитателя, инструктора ФК, воспитателей-специалистов, музыкальных руководителей, педагогов групп (руководителей методических объединений по возрастным параллелям). Родители воспитанников будут подключены к этапу утверждения новой образовательной программы.
В связи с тем, что пока только разрабатываются: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, данная работа запланирована в течение всего учебного года и является приоритетной, будет окончательно завершена после выхода и проработки данных документов.
Раздел ОП - Условия реализации образовательной программы ДОУ, будет проработан и составлен в течение сентября месяца, на его основе скорректированы циклограммы деятельности возрастных групп и педагогов.

2.Как быть с занятиями? Остается ли расписание занятий?
В соответствии с вышедшими примерными рекомендациями на переходный период расписание будем оставлять прежним в соответствии с комплексной программой "Детство". При планировании занятий будем обозначать образовательные области.
Тематическое планирование разработанное в МДОУДСКВ №40 составлено в соответствии с требованиями комплексной программы "Детство" и уже носит интегративный и комплексно-тематический характер, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, что и требует ФГТ.
3. Как планировать итоговые и промежуточные результаты освоения Программы?
В комплексной программе "Детство" прописаны результаты промежуточные и итоговые. Так же в ФГТ определен портрет выпускника, в соответствии с данными документами будем проводить мониторинга. В МДОУДСКВ №40 система мониторинга уровня освоения образовательной программы отработана, имеется весь диагностический инструментарий на каждую возрастную группу, она соответствует требованиям ФГТ и будет оставлена до выхода основной программы, с небольшой корректировкой (перекомпановкой) в соответствии с основными линиями развития.
4. Все прописано в Уставе ДОУ (коррекция, если есть условия).
В настоящее время в ДОУ имеется опыт написания индивидуальных педагогических программ развития для детей с ограниченными возможностями. Данная работа а будет проводиться и дальше.
5. Вариативная часть программы.
(в принципе ничего не изменилось)
Будем включать так же региональный компонент (краеведение) и компонент детского сада (кружки, секции). Необходимо четко выдержать время - 20%, и описать систему организации данной работы.


6  
С комментарием согласны. Возможно разработать ОП к концу 2010 при наличии чётко сформулированных основных общеобразовательных программ дошкольного образования и обучении кадров.

5  
От ДОУ № 44:
1.Общеобразовательная программа разрабатывается с учётом ФТ уже с апреля месяца 2010г. Творческая группа: музык. руковод., учит-логопед, психолог, старший воспит. работают над интеграцией форм регламентированой и нерегламентированной деятельности детей.
2.Расписание оставить,изменив название " занятия" на деятельность
3.Отслеживать по наблюдениям педагогов, согласно критериев образ программы
4. Обязательно, но приналичии условий.(кадровых, материально- технич. идр.)
5.Региональные, социо-культурные, этнические и дополнит образование по интересам детей.
Физическое, социально- личностное, художественно- эстетическое, познавательно- речевое развитие детей мы предлагаем осуществлять с использованием материалов, представленных в основных перечнях оборудования и пособий. Данный минимум обеспечит воможность решать задачи общеобразовательной программы.

4  
Для МДОУ "Радуга"
Уважаемые коллеги! В начале 2011 года уже необходимо подать пакет документов в МОиПО, следовательно, сроки разработки и утверждения ОП необходимо скорректировать, Вы так не считаете?

3  
Для МДОУ № 53
Уважаемые коллеги! А с какими проблемами разработки вы столкнулись?
Педагогический коллектив считает, что занятия необходимы, а что прописывают ФГТ? Предлагаю более точно определить вариативную часть.

1-10 11-12
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz