Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 18.06.2018, 02:33

Официальный сайт муниципальной системы образования городского округа Нижняя Салда

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Август » 23 » Секция 2. Обсуждение проекта нового Закона об образовании
Секция 2. Обсуждение проекта нового Закона об образовании
08:27

Координатор: Шихов Владимир Анатольевич, методист МОУОКМПиС.

С проектом нового закона «Об образовании» Вы можете ознакомиться на сайте mon.gov.ru

Концепция проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (выдержки)

…  общей проблемой законодательства в области образования являются неразвитость и противоречивость используемого понятийного аппарата, действующее законодательство в области образования практически не содержит определения используемых терминов. Это относится к определению самого понятия "образование", которое фактически ограничивает сферу образования рамками стандартизированного или цензового (уровневого) образования, оставляя в стороне дошкольное, начальное общее и дополнительное образование, которые не являются уровнями образования в соответствии с нормой пункта 5 статьи 27 Закона Российской Федерации "Об образовании".Специалистами неоднократно указывалось также на некорректное использование в Законе Российской Федерации "Об образовании" термина "образовательное учреждение", который в зависимости от контекста обозначает либо организационно-правовую форму образовательной организации "учреждение", либо родовое понятие для любой некоммерческой организации, осуществляющей образовательный процесс, что порождает неоправданную путаницу в процессе правоприменения. С целью устранения данного противоречия и приведения терминологии, используемой в законодательстве в области образования, в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации в законопроекте будет использоваться в качестве родового понятия термин "образовательная организация".
 Кроме того, в законодательстве отсутствуют легальные определения специальных понятий, широко употребляемых в сфере образования, в том числе таких, как образовательные услуги, образовательный уровень (ценз), образовательная программа, учебный план, образовательный процесс, академические права и свободы и так далее.
 Назревшей является необходимость унификации типологии образовательных организаций. Правовое закрепление типологии образовательных организаций является одним из способов упорядочения общественных отношений, возникающих в сфере образования, в первую очередь, непосредственно связанных с процессом воспитания и обучения. Перечень типов образовательных организаций закреплен в пункте 4 статьи 12 Закона Российской Федерации "Об образовании". Однако при его формировании были использованы различные основания для выделения соответствующих типов: по уровню реализуемых образовательных программ, по категории обучающихся в нем лиц и других. Такой подход не позволяет однозначно определить тип той или иной образовательной организации, поскольку одна и та же образовательная организация может одновременно относиться к нескольким типам. Так, например, специальные (коррекционные) образовательные организации для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, выделенные в самостоятельный тип, одновременно могут рассматриваться и как общеобразовательные организации в соответствии с уровнем реализуемых образовательных программ.
Кроме того, закрепленная Законом Российской Федерации "Об образовании" типология образовательных организаций с жестким закреплением видов реализуемых образовательных программ за каждым типом образовательной организации в настоящее время стала препятствием для развития современных форм организации образовательной деятельности, в том числе с использованием дистанционных технологий, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, расширения спектра образовательных услуг и так далее. Законодательно не предусмотрены возможности реализации образовательной программы совместно несколькими образовательными организациями различных типов, образовательными и научными организациями с участием промышленных предприятий, что является тормозом создания и функционирования многофункциональных образовательных и научно-образовательных центров (комплексов), социокультурных комплексов, комплексных учебных центров профессиональных квалификаций, развития социального партнерства в сфере образования. Законодательно (статьи 11.1 и 12 Закона Российской Федерации "Об образовании") определено, что государственные и муниципальные образовательные организации, а также негосударственные образовательные организации могут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Это практически исключает возможность участия в процессе реализации дополнительных профессиональных образовательных программ большинства организаций реального сектора экономики. В то же время, как показывает опыт, в дополнительном профессиональном образовании могут и должны быть задействованы крупные коммерческие организации, имеющие ресурсы для реализации соответствующих образовательных программ в рамках "внутрифирменного" обучения.В связи с изложенным представляется целесообразным предоставить право реализации дополнительных профессиональных образовательных программ не только образовательным и научным организациям, но и иным организациям, независимо от их основного вида деятельности и организационно-правовой формы.
       Законодательное закрепление общих правил приема в образовательные учреждения является важнейшим условием реализации государственных гарантий права на образование. Однако регламентация условий доступа к образованию, особенно профессиональному, в настоящее время вызывает многочисленные нарекания и требует обновления и детализации.
Действующая редакция Закона Российской Федерации "Об образовании" гарантирует гражданам на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости (пункты 1 и 3 статьи 5). Одновременно законодателем установлен ряд исключений из данного правила. Так, статьей 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьей 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" определены виды преимуществ (льгот) при приеме в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, которые можно разделить на три группы:
 право на поступление без вступительных испытаний;
право на поступление вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний ; преимущественное право на поступление.
Одновременно Законом Российской Федерации "Об образовании" и Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" установлены категории граждан, которым предоставляются эти преимущества (льготы) при приеме для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего профессионального образования. Вместе с тем категории граждан, которые могут воспользоваться преимуществами (льготами) при приеме, предусматриваются также в довольно большом количестве иных законодательных актов Российской Федерации, не входящих в систему законодательства Российской Федерации в области образования. В настоящее время насчитывается более двухсот установленных различными законодательными актами категорий лиц, имеющих те или иные преимущества при поступлении. При этом в некоторых случаях предоставление таких преимуществ (льгот) утратило свою актуальность. В условиях введения новой системы приема на основе результатов единого государственного экзамена действующая система преимуществ (льгот) требует пересмотра и унификации. В законопроекте будут закреплены критерии и исчерпывающий перечень предоставляемых преимуществ (льгот) и категорий граждан, имеющих право ими воспользоваться.
 Кроме того, в настоящее время законодательно не урегулированы общие правила приема в российские образовательные учреждения иностранных граждан, лиц без гражданства. Большая часть подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих эти вопросы, существенно устарела и не в полной мере отвечает современным реалиям российской системы образования, тенденциям формирования международного образовательного пространства и развития механизмов экспорта образовательных услуг.
В связи с введением единого государственного экзамена, результаты которого засчитываются в качестве результатов вступительных испытаний, целесообразно законодательно закрепить категории лиц, которым по объективным основаниям может быть предоставлено право поступления по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательными учреждениями в иной форме (лица с ограниченными возможностями здоровья, поступающие для получения второго высшего профессионального образования, иностранные граждане и другие лица.
Таким образом, регламентация приема в образовательные учреждения как важнейшего механизма реализации права на образование и соответствующих государственных гарантий является одной из первоочередных задач законопроекта.
Действующее законодательство в области образования практически не содержит норм, регулирующих порядок оказания платных образовательных услуг, получения образования на возмездной основе. Правовое регулирование этих отношений нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 779 - 783) недостаточно, не учитывает в необходимой мере специфики образовательных отношений, что создает неблагоприятные правовые условия для обеспечения реализации конституционных принципов доступности и бесплатности, прежде всего, обязательного общего образования, способствует распространению таких негативных явлений, как взимание платы за обучение по образовательным программам, финансируемым из бюджетов различных уровней, нарушение прав обучающихся на платной основе, в частности, одностороннее расторжение договора об образовании по инициативе образовательной организации и так далее.
В целом следует признать, что правовой статус участников образовательного процесса законодательно урегулирован фрагментарно. Значительная часть их прав и обязанностей устанавливается подзаконными и даже локальными актами. В то время как многие из них, в частности, право на обучение на родном языке, на выбор формы получения образования, на обучение по индивидуальному учебному плану и иные права и условия их реализации в рамках образовательного процесса, а также гарантии прав обучающихся в случае ликвидации образовательной организации, аннулирования лицензии или свидетельства о государственной аккредитации требуют законодательной регламентации. Особого внимания заслуживают также правовые условия охраны здоровья и обеспечения безопасности обучающихся. О наличии существенного пробела в законодательстве свидетельствует в том числе значительная неопределенность в отношении основных обязанностей обучающихся и ответственности, в частности, дисциплинарной, за неисполнение этих обязанностей, отсутствуют нормы, регламентирующие меры педагогического воздействия в отношении обучающихся.
В пересмотре и более полной регламентации нуждаются также различные административные процедуры в сфере образования. В первую очередь, это относится к регулированию лицензирования, государственной аккредитации и контроля качества образования. Так, в законодательных актах об образовании отсутствуют правовые нормы, закрепляющие понятие лицензионных требований и условий осуществления образовательной деятельности, являющихся стрежневым элементом лицензионной деятельности, основания выдачи или отказа в выдаче лицензии, свидетельства о государственной аккредитации, права и обязанности участников соответствующих отношений. Это снижает эффективность реализации указанных процедур, делает их непрозрачными для образовательных организаций и общества, допускает возможность необоснованного принятия решений, а также затрудняет предотвращение и устранение различных нарушений, выявленных в деятельности образовательных организаций, их филиалов и представительств. Назревшим является также вопрос о формировании новых форм оценки качества образования, в частности, о введении наряду с государственной аккредитацией процедуры общественно-профессиональной аккредитации.
 Перечисленное не является исчерпывающим перечнем пробелов и противоречий, устаревших норм права, а также неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации, в законодательстве в области образования, но в целом характеризует общее состояние и проблемы правового регулирования соответствующих общественных отношений.
Обеспечение системного и функционально более полного регулирования общественных отношений в сфере образования, направленное на реализацию конституционного права на образование и соответствующих государственных гарантий, повышение доступности образования и его качества, внедрение новых форм, моделей, технологий образовательной деятельности, ведение экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования в рамках единого образовательного пространства страны являются насущной потребностью современного этапа развития.
Одновременно совершенствование законодательных основ образования призвано сыграть важную роль в устранении ряда негативных социальных явлений, отмечаемых в настоящее время в сфере образования, в том числе таких, как установление дискриминационных условий или незаконный отказ в приеме граждан в образовательные учреждения или их незаконное отчисление (исключение), взимание под видом добровольных взносов и спонсорской помощи на нужды образовательного учреждения платы за прием и обучение на бюджетной основе в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, сдача экзаменов за плату, предоставление образования низкого качества или "фиктивное" ведение образовательного процесса, незаконная выдача документов об образовании и (или) квалификации, злоупотребления при оказании платных образовательных услуг и так далее.
Принятие законопроекта обеспечит комплексную реализацию норм Конституции Российской Федерации (статья 7), провозглашающих Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Будущий федеральный закон позволит сформировать эффективный механизм правового регулирования образовательных и иных отношений в сфере образования, направленных на реализацию права на образование, государственных гарантий на получение качественного образования, значительно укрепит защиту интересов личности в области образования.
              Будущий федеральный закон позволит повысить качество образования, расширить гарантии реализации прав в области образования, обновить отечественную систему образования в соответствии с запросами личности, общества, государства и реальной экономики, обеспечить ее поступательное развитие, что является, помимо прочего, одной из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной безопасности.
 В целом будущий закон станет важным фактором гармонизации социальных отношений в обществе и ускорения социально-экономического развития России.
Таким образом, принятие законопроекта создаст правовые условия, обеспечивающие превращение образования в движущую силу и ресурс социально-экономического развития, в важный механизм формирования инновационного потенциала общества и экономики, повышения конкурентоспособности страны при одновременном сохранении юридических гарантий свободы и равного доступа к образованию, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей личности, повышения социального статуса педагога.

Вопросы.

1.Определите перечень проблем , которые явились причинами создания данного Проекта?

2.Проранжируйте их по степени важности с точки зрения государства?

3.Какие проблемы образования вы бы добавили в список проблем ,подлежащих решению законодательным путем ?

4.Можно ли решить перечисленные проблемы образования исключительно законодательным путем или же должен быть комплекс средств? Можете ли вы их перечислить?

5.Напишите три вещи ,которые надо сделать в первую очередь ,чтобы повысить качество образования в вашем ОУ?



Просмотров: 757 | Добавил: webmaster | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 7
7  
2) Проранжируйте их по степени важности с точки зрения вашего ОУ.
Проблемы:
1) Несоблюдение норм охраны здоровья и безопасности участников образовательного процесса.
2) У ОУ нет прав для реализации дополнительных образовательных программ
3) Действующее законодательство в области образования практически не содержит норм, регулирующих порядок оказания платных образовательных услуг, получения образования на возмездной основе
4) Отсутствуют правовые нормы, закрепляющие понятие лицензионных требований и условий осуществления образовательной деятельности, являющихся стрежневым элементом лицензионной деятельности, основания выдачи или отказа в выдаче лицензии, свидетельства о государственной аккредитации, права и обязанности участников соответствующих отношений.
5) Правовое регулирование статуса участников образовательного процесса сегодня признается неполным и недостаточно эффективным
6) Несоответствие уровня образования в школе требованиям вузов
7) Неразвитость и противоречивость используемого понятийного аппарата, действующее законодательство в области образования практически не содержит определения используемых терминов.
8) Отсутствуют легальные определения специальных понятий, широко употребляемых в сфере образования, в том числе таких, как образовательные услуги, образовательный уровень (ценз), образовательная программа, учебный план, образовательный процесс, академические права и свободы и так далее.
9) Необходимость унификации типологии образовательных организаций
10) Отсутствие полноценного правового регулирования отношений, возникающих в подсистемах российского образования.
11) Завышенное количество категорий льготников, поступающих в вузы
12) Не урегулированы общие правила приема в российские образовательные учреждения иностранных граждан, лиц без гражданства.
13) Требуют пересмотра нормы, регулирующие стипендиальное обеспечение обучающихся образовательных организаций профессионального образования.

3) Какие проблемы образования вы бы добавили в список проблем, подлежащих решению законодательным путем?

• Отсутствие механизма введения и реализации, а также финансирования нового образовательного стандарта
• Корректировка нормативной базы новой формы системы оплаты труда.
• Полное финансирование ОУ (и фонд оплаты труда, и остальные статьи расходов в полном объеме по нуждам ОУ: ремонт, оборудование, методическое обеспечение и пр.)

4) Можно ли решить перечисленные проблемы образования исключительно законодательным путем или же должен быть комплекс средств? Можете ли вы их перечислить?
• Да

5) Напишите три вещи, которые нужно сделать в первую очередь, чтобы повысить качество образования в нашем ОУ?
• Снизить наполняемость классов до 15 чел.
• Повышение материально-технической базы.
• Оптимизировать процесс деятельности учителя за счет снижения бюрократической составляющей в пользу реальной работы с детьми.


6  
Считаем, что в нашем ДОУ необходимо:
1 Повышение материально - технической базы каждого структурного подразделения
2 Привлечение молодых кадров
3 Повышение престижности профессии воспитателя на уровне государства

5  
Уважаемые коллеги!
Поздравляем Вас с началом учебного года, желаем творческих успехов!
Мы согласны с мнением участников обсуждения

4  
Добрый день, уважаемые коллеги! Приветствуем вас на августовской конференции.
В проекте нового Закона об образовании рассматривается большой спектр проблем современного образования: уточнение и расширение понятийного аппарата, типологии образовательных организаций, участия в образовательной деятельности различных организаци, предоставление безвозмездных и возмездных образовательных услуг, проблемы нормативно-правового регулирования образовательной деятельности.В проекте говорится об административных процедурах в сферах образования.
С точки зрения государства одной из важных проблем является проблема создания конкурентно способной образовательной среды, вопросы обеспесения высокого уровня качества образования.
Хочетс отметить. что многие законодательно декларируемые положения. на практике не обеспечены рескрсно, методически. кадрово (инновационная деятельность в сфере образования. не работает новая система оплаты труда, снижена мотивация работы педагогов).
Данные проблемы нужно решать в комлексе с участием государства. педагогического сообщества, общесвенных и коммерческих организаций.
Для повышения качества образования в нашем ОУ необходимы болле качаственная курсовая переподготовка педагогических кадров. информационно-методическое обеспечение образовательного процесса на современном уровне, более эффективное финансирование ОУ.

3  
Обсуждение проекта закона об образовании.

Мы считаем, что причинами создания нового проекта об образовании являются следующие проблемы:
1) нормативно-правовое обеспечение модернизации системы педагогического образования
- платные услуги
- правовые условия охраны здоровья и обеспечение безопасности учащихся
- нормы воздействия на учащихся
- пересмотр системы льгот приема на основе ЕГЭ
2)устаревшая система образования
3) снижение качества образования
4)утрата воспитательной функции в системе образования.

В соответствии со степенью важности с точки зрения государства эти проблемы нами проранжированы( см. выше).
Проанализировав следующие проблемы, мы бы добавили следующие пункты:
1) вариант семейного обучения на всех ступенях образования
2) возможность обучения по альтернативным методикам
3) нормы воздействия на родителей.

Мы считаем, что перечисленные проблемы образования нельзя решить только законодательным путем. Они решаемы в комплексе следующих средств:
- качественное образование возможно при наличии культурно-информационной среды, материальной базы и лишь потом педагогического образования.
- к разработке нового законопроекта должны быть подключены представители разных групп учащейся и родительской общественности; каждой из групп, интересы которых затрагивает новый закон. Ведь в демократической стране совершенно нормально привлекать к законотворчеству представителей самых разных кругов общественности.

Для повышения качества образования в нашем ОУ мы предлагаем обратить внимание на следующие моменты:
- наполняемость классов с учетом территории;
- финансирование и обеспечение школ;
- разработка системы коррекционной работы и работы с одаренными детьми.


2  
Всем коллегам желаем творческих успехов!!! Учителя ОУ№7, творческая группа

1  
1.1.Закон РФ «Об образовании» 1992 года устарел, не соответствует потребностям общества.
1.2. Изменяется социальный заказ родителей и государства
1.3. Несоответствие Российского образования стандартом международного
1.4. Наличие большого количества проблем организационного и воспитательного характера, отсутствие механизмов их регулирования или устранения.

3.1. Нет действующего механизма разрешения конфликтных ситуаций между субъектами образования.
3.2. Нет практической реализации инновационной деятельности в ОУ, финансирования стимулирующей части оплаты труда педагогов.
3.3. Сокращение количества учебных часов.

4. Эти проблемы необходимо решать на уровне государства.

5.1. Использование здоровьесберегающих технологий
5.2. Продолжить формирование материально-технической базы школы в соответствии с Федеральным законом об образовании (компьютеризация, использование информационных технологий)
5.3. Государственное финансирование повышение квалификации педагогов


Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz